(7 сентября 2016) Фольклорно-этнографическая экспедиция Русского национально-культурного объединения Республики Татарстан состоялась в июле-августе 2016 года. (ФОТО)
Местом проведения стали Бугульминский и Бавлинский районы Республики Татарстан. В экспедиции приняли участие сотрудники Центра русского фольклора г. Казани, а также участники фольклорного объединения «Царёв город» Музея истории города Йошкар-Олы. Экспедиция была организована в рамках проекта «Организация и проведение фольклорных экспедиций по русским селам Среднего Поволжья», победившего в конкурсе на получение грантов Кабинета Министров Республики Татарстан для некоммерческих организаций, участвующих в реализации социально значимых проектов.
Для изучения было выбрано 12 населенных пунктов:
– с. Соколка, п. Подгорный, с. Спасское, д. Старое Сумароково, с. Новое Сумароково, с. Солдатская Письмянка, д. Ефановка, д. Солояз, д. Левашовка, д. Ростовка, г. Бугульма (Бугульминский район РТ);
– с. Поповка, д. Верхняя Фоминовка (Бавлинский район РТ).
Во время экспедиционной работы был опрошен 51 человек.
До революции эти места входили в состав Самарской и Оренбургской губерний. Подготовка к экспедиции выявила уникальную особенность данной территории – наличие не только старинных русских сел, но и так называемых «курчанских». В XVIII веке здесь происходило плановое заселение территорий выходцами из Курской губернии. Это были государственные крестьяне-однодворцы. Переселившиеся крестьяне не смешались с местным населением, а многие десятилетия сохраняли уникальные особенности своей традиционной культуры: особый песенный распев, праздничную одежду, способ постройки домов и многое другое. С тех пор и повелось разделение сел на «русские» и «курчанские». Экспедиция работала в нескольких курчанских селах – с. Соколка, д. Верхняя Фоминовка, д. Ефановка, с. Поповка.
Об уникальности данной традиции может свидетельствовать тот факт, что в 1986 году в Москве состоялась запись бабушек из с. Соколка в студии грамзаписи. Благодаря этому мы до сих пор можем слышать удивительное звучание курчанских песен. Общаясь со старожилами курчанских сел, экспидиторам удалось зафиксировать своеобразные элементы традиции:
– Катание яиц на могилках в Пасху;
– Установка качелей (релей) в лесу на Троицу
– Выпекание лесенок из теста на 40-й день после смерти и др.
В течение двух недель экспедиционная группа работала в нескольких направлениях.
1. Организация и проведение небольших концертных программ для старожилов.
Бабушки не всегда сразу готовы идти на контакт, некоторые опасаются «чужаков».
«Очень важным элементом работы становится представление себя, но не в официальной форме, а в творческой – концертной. Когда для них исполняются старинные песни, когда делишься воспоминаниями, высказываниями других бабушек, их глаза теплеют, в них появляется живой интерес и желание помочь нам сохранить, сберечь остатки традиционной культуры. Более благодарных слушателей нам не приходилось видеть. Их глаза говорят сами за себя!» — рассказывает одна из участниц экспедиции.
Такие концертные программы-встречи состоялись в с. Соколка, д. Ростовка, с. Новое Сумароково, с. Спасское.
2. Комплексные опросы старожилов по русской традиционной культуре.
Опрос – главная часть экспедиции. Он помогает наглядно представить процесс бытования традиции на данной территории. В процессе опросов затрагивались такие важные темы, как праздничная культура, старинные вечорошные игры и игры на улице, свадебный обряд и многое другое.
«Обязательным итогом таких опросов становиться возможность собрать нескольких бабушек вместе и попробовать записать старинные песни. Безусловно, огромной удачей в таких записях становится многоголосие, уникальное народное звучание, фиксация характера песни. Не все экспедиционные попытки увенчались успехом, но несколько традиционных обрядовых, плясовых, протяжных песен записать удалось. Среди них «Эх ты, солдатка!», «На песку да на камушку», «Как во поле, чистым поле» из с.Соколка; «Не вейтеся чайки над морем», «За лесом солнце воссияло» из с. Поповка.» — сообщают экспидиторы.
3. Работа с традиционным русским костюмом.
Она включает в себя фотографирование, обмер, зарисовка традиционных элементов одежды.
«Если песенная культура практически утрачена на данной территории, то традиционная русская одежда сохранилась. Очень важно не только сфотографировать сам костюм, но и попытаться (если это возможно) представить его в «живом бытовании», т.е. на человеке. Благодаря такой работе, воочию можно увидеть, как выглядели русские люди, какие цвета окружали их, какими краскам были наполнены традиционные праздники!» — рассказывают сотрудники Центра русского фольклора.
Особое внимание уделялось и терминологии костюмного комплекса. «Покромка», «котелка», «блонды», «брюльки» — это всего лишь небольшой список элементов русского праздничного женского костюма.
4. Фиксация объектов материальной культуры.
Это наиболее сложный и малоизученный раздел экспедиции. В ходе работы удалось зафиксировать (сфотографировать) традиционные жилищные постройки, обмазанные глиной. Вплоть до 80-х годов ХХ века они еще покрывались соломой. Об этом также говорят и фотографии некоторых деревень, сохранившиеся в семейных архивах.
Важной частью экспедиции является запись приготовления традиционных блюд русской кухни. Удалось заснять процесс изготовления «жаворонушков» — обрядовых изделий из теста, выпекаемых на 22 марта. Особый интерес вызвал праздничный свадебный пирог – курник, который привозила сваха и одаривала им подруг невесты.
«Мы покидали эту землю с грустью. С одной стороны, больно и тяжело смотреть на умирающие русские деревни, на исчезающую традицию, но мы надеемся, что всё, что удалось записать, сфотографировать, зарисовать поможет будущим поколениям достоверно и правильно представить жизнь русского крестьянства на данной территории и даст толчок не только к новым исследованиям родной земли, но и к попытке возродить глубинные традиции.» — рассказывают участники экспедиции.
Информационный центр ДДнТ