В год 30-летия со дня образования Ассоциации национально-культурных объединений РТ и 15-летия ее преобразования в Ассамблею народов Татарстана заместитель председателя правления Русского национально-культурного объединения РТ Вячеслав Никифоров многие годы занимающийся национальной политикой в республике рассказал Порталу Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана об особенностях республики и истории ее этнокультурного движения.
— В 2007 году была создана Ассамблея народов Татарстана в том виде, какой мы ее сейчас знаем. Какие цели ставили тогда?
— В истории многонационального движения Татарстана был очень важный период, который был связан с совершенствованием его организационных и содержательных основ. Эта задача решалась в 2007 году, когда осуществлялось преобразование Ассоциации национально-культурных объединений Республики Татарстан (АНКО РТ) в Ассамблею народов Татарстана (АНТ). Этого мероприятия требовала возросшая численность организации (состав Организации увеличился с 9 до 35) и усложнение решаемых уставных задач.
План преобразования осуществлялся в три этапа. Первый этап — Проведение IX Конференции АНКО РТ 20 октября 2007 года с вопросом о преобразовании АНКО РТ в Ассамблею.
Второй этап — вынесение данного вопроса на Съезд народов Татарстана поскольку решение о создании АНКО РТ было решение на первом Съезде народов Татарстана в 1992 году. На Съезде, который состоялся 3 ноября 2007 года было принято решение «О преобразовании Ассоциации национально-культурных объединений Республики Татарстан» в «Ассамблею представителей народов, проживающих на территории Республики Татарстан (Ассамблею народов Татарстана)». Таким образом, делегаты съезда признали предложение IX Конференции АНКО РТ о преобразовании Ассоциации в Ассамблею народов Татарстана отвечающую современным требованиям развития, как многонационального движения Татарстана, так и республики в целом, и одобрили предложенный порядок преобразования.
Третий этап преобразований состоялся 8 декабря 2007 г. на втором этапе IX Конференцией АНКО РТ г., которая явилась одновременно и I Конференции Ассамблеи народов Татарстана.
В результате произведенных преобразований сменилось не только название организации, но и были внесены коррективы в её организационные основы.
Принципиальным моментом также следует считать избрание Председателя Государственного Совета РТ Ф.Х.Мухаметшина Председателем Совета Ассамблеи народов Татарстана и создание постоянно действующего Исполнительного комитета Совета Ассамблеи, руководителем которого был назначен Николай Михайлович Владимиров. Для решения оперативных вопросов был создан Президиум.
Цели, поставленные перед создаваемой Ассамблеей, были закреплены в Уставе организации. Они касались, прежде всего, всемерного содействия национально-культурному развитию представителей народов, проживающих на территории Республики Татарстан; сохранения самобытности народов; укрепления межнационального и межконфессионального мира и согласия.
— Какие особенности у этнокультурного движения в республике Вы бы отметили?
— Прежде всего, следует обратить внимание на многонациональный состав населения Татарстана. В республике проживает более 170 народов. При этом наблюдается ярко выраженная биполярность в соотношении татарского и русского населения, которые в сумме составляют более 92 процентов от всего населения, проживающего в Татарстане.
Для республики характерна также высокая активность этнических обществ, что нашло свое проявление в создании Ассоциации национально-культурный объединений с последующим преобразованием её в Ассамблею народов Татарстана.
Особо следует отметить вдумчивый, внимательный подход руководства Татарстана к вопросам этнокультурного строительства, умение оказывать содействие и поддержку при решении вопросов укрепления организационного единства многонационального движения.
Немаловажным фактором является и наличие партнерских отношений, отсутствие административных барьеров между государственными органами, органами местного самоуправления и активом национально-культурных объединений.
Пожалуй наиболее яркой особенностью является неукоснительное следование участниками этнокультурного движения принципам, сформированным на заре этнического возрождения: «один народ – один голос»; «вне политики» и «вне религии».
— В ряде регионов России есть ведомства, на которых возложена функция реализации национальной политики. В Татарстане создание подобной организации обсуждалось?
— Вопрос этот ставился. В частности, мне пришлось в свое время участвовать в подготовке аналитического материала для руководства Татарстана о существующей в различных регионах Российской Федерации системе управления национальной сферой. В итоге в результате всестороннего анализа пришли к выводу, что в Татарстане острой необходимости в создании такого органа, как министерство по делам национальностей нет. Содержание понятия «национальная политика» многопланово и многостороннее, её цели и задачи реализуются многими министерствами и ведомствами. И функции из действующих министерств, и ведомств надо было передавать новому органу, что могло бы привести к определенным организационным сложностям.
Отмечаю также, что в Татарстане сложилась особая система управления национальными процессами и, прежде всего, благодаря успешной деятельности Ассоциации национально-культурных объединений и её приемника Ассамблеи народов Татарстана. В результате проведенных мероприятий произошло увеличение состава участников этнокультурного движения, как за счёт принятия новых организаций, создания филиалов и представительств Ассамблеи, домов дружбы и культурных центров, так и за счёт вхождения в неё физических лиц из представителей профильных министерств и ведомств. Это был очень смелый шаг, когда в общественную организацию вошли представители министерств и ведомств. По существу, это решение явилось прообразом создания Совета при Президенте РТ по межнациональным и межконфессиональным отношениям и Межведомственной рабочей группы по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений РТ. Помимо создания механизма реализации государственной национальной политики одновременно разрабатывался и соответствующий инструментарий: Концепция государственной национальной политики в Республике Татарстана и Государственная программа Республики Татарстан «Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан».
Время показало правильность выбранного подхода, о чем наглядно свидетельствуют успехи в решении вопросов национальной политики в Республике Татарстан.
Информационный центр ДДнТ