(31 января 2020) В Культурном центре им А.С. Пушкина в честь 160-летия со дня рождения Антона Павловича Чехова состоялась лекция доктора филологических наук, профессора Института международных отношений КФУ Лии Бушканец, посвящённая двум произведениям из творчества драматурга.
В мероприятии принимали участие школьники города Казани, которые в своей литературной программе проходят или будут проходить творчество Чехова. Поэтому Лия Ефимовна вместе с ребятами прочла и досконально разобрала два произведения: из раннего творчества – «Толстый и тонкий» и из позднего – «Дама с собачкой». Причем филолог раскрыла аудитории не только ту версию рассказа о толстом и тонком чиновниках, которую мы привыкли читать, но и первоначальную. Чехов поменял всего две детали и произведение, состоящее всего из одной страницы, стало более глубинным.
«После Чехова вот таких фраз, которыми он бы нас учил и воспитывал, вообще не осталось, потому что он считал, что литература не ставит перед собой задачу нас учить и воспитывать. В начале литература должна рассказывать о каких-то ситуациях, ставить вопросы, а размышлять должны мы сами и уж к каким выводам мы придем, это зависит исключительно от нас. И вот для многих людей Чехов не раскрылся, промолчал. И это его одна сторона, а другая, она казалась понятна только немногим людям, которые по-настоящему сумели подружиться с Чеховым, разговориться с Чеховым и очень многие увидели совершенно удивительную личность», – размышляет Лия Ефимовна.
Многие чеховские рассказы строятся по такой системе: то, что, казалось, будет так, оборачивается совершенно по-другому. То есть читатель после прочтения видит жизнь гораздо сложную, глубокую, интересную. Чехов все равно не пытается даже этим нас учить, кроме того, что на раздумья и размышления. Он хочет, чтобы мы стали мудрее, понимали, что жизнь – это не только повседневное обывательское существование, но и важность каждого момента, который происходит с нами.
«Наверное, именно поэтому любимым видом искусства Чехова была музыка. И он стремился, чтобы каждый его рассказ был музыкальным. Кто любит музыку, тот любит Чехова. Кто не очень любит музыку, тому его сложно понять. Поэтому во многих его произведениях герои слышат музыку, слушают ее, иногда совершенно ее не слышат, кстати», – объясняет доктор филологических наук.
Завершился вечер как раз музыкальными произведениями в исполнении вокальной студии Культурного центра имени А.С. Пушкина под руководством Анны Кутеповой. А на любимом инструменте отца Антона Павловича Чехова – скрипке – играла Екатерина Белова.