В ходе изучения памятных и знаковых для отечественной культуры мест активом Русского национально-культурного объединения был обнаружен заброшенный памятник А.С.Пушкину в поселке Аракчино в Казани (ул.Затонская, 12). По информации из открытых источников памятник был установлен в 1956 году, скульптор А.А.Мануйлов.
В ходе экспедиционной поездки было установлено, что монумент располагается на территории Дома детского юношеского туризма и экскурсий, ныне используется как место выгула лошадей.
«Если монумент подлежит перемещению, то это было бы целесообразно. Но перед этим его в любом случае нужно укрепить. Мы надеемся, что к 2024 году картина полностью прояснится, и Александр Сергеевич Пушкин здесь или в другом месте будет радовать население нашего города. Если специалисты примут решение, что памятник опасно транспортировать, то необходимо благоустроить территорию вокруг него и создать небольшой сквер. В Казани есть всего два памятника Пушкину в полный рост: около Театра оперы и балета и в Аракчино» — член Общественной палаты РТ, заместитель председателя Совета Ассамблеи народов Татарстана, председатель Русского национально-культурного объединения РТ Ирина Александровская.
Силами актива Русского национально-культурного объединения, среди которого были сотрудники Культурного центра имени А.С.Пушкина, Музея-усадьбы поэта Е.Боратынского, Центра диалога культур РТ, Дома дружбы народов Татарстана, образовательных организаций, поэты, была проведена уборка прилегающей территории и очистка памятника.
«Скорее всего, никто из инициаторов установки данного памятника в 1956 году не мог предположить и подумать, какая учесть его постигнет. Печально, что люди, проживающие на данной территории, не заговорили об этой проблеме раньше. Слово «памятник» созвучно слову «память»! Будем надеяться, что акция по очистке территории вокруг памятника даст толчок к более серьезным действиям по спасению памятника» — директор Культурного центра имени А.С.Пушкина Галина Елистратова.
«Скульптура выполнена из бетона, проармирована металлической арматурой, сверху окрашена краской под серебро. Вероятно, красочных покрытий несколько. Постамент сложен из кирпича, оштукатурен и покрашен. На памятнике наблюдается характерные для монументов такой конструкции процессы разрушения: металлическая арматура коррозирует, в результате чего образуются разрывы и трещины на бетоне. В трещинах накапливаются загрязнения, развивается биообрастание и, что самое опасное, застаивается влага. Это провоцирует дальнейшую коррозию арматуры и как следствие — растрескивание бетона. Для того, чтобы остановить процессы разрушения нужно выполнить полный комплекс реставрационных работ. Иначе со временем растрескивание только усилится и фрагменты бетона начнут разваливаться и обрушаться. В случае переноса памятника, оптимальным решением будет демонтаж скульптуры и дальнейшая реставрация в мастерской.» — ученый секретарь Государственного научно-исследовательского института реставрации (ФГБНИУ ГОСНИИР Министерства культуры РФ), художник-реставратор каменной и гипсовой скульптуры и произведений из камня на открытом воздухе второй категории Макарова Анастасия Сергеевна.