(22 января 2020) В Культурном центре им. А.С. Пушкина прошла встреча, посвященная Александру Сергеевичу Грибоедову, единственному писателю, который вошел в историю русской литературы как создатель одного произведения.
Пресс-служба Центра собрала самые интересные высказывания лектора, кандидата филологических наук Натальи Комар.
Начала свой рассказ директор центра с цитаты Грибоедова из письма К.К. Родофиникину от 30 октября 1828: «Мало надеюсь на свое умение, и много – на Бога. Еще вам доказательство, что у меня государево дело первое и главное, а мои собственные ни в грош не ставлю. Я два месяца как женат, люблю жену без памяти, а между тем бросаю ее здесь одну, чтобы поспешить к шаху …».
1. Грибоедов относится к эпохе первой половины золотого века русской культуры. И с него этот век и начинается. Если мы возьмем Пушкина, который стоит в центре золотого века, то можем вспомнить, что он стал знаменитым, благодаря своей открытости, всемирной отзывчивости. С Грибоедовым случилось все наоборот. Он один из самых таинственных, загадочных писателей в русской культуре. Даже сейчас открывают какие-то архивы, письма, но чем больше к ним прикасаются, тем больше загадок появляется.
С чем связаны эти загадки? Точно неизвестен год его рождения. Мы привыкли называть 1795 год, он обозначен и на памятнике писателя, однако, запись о рождении Грибоедова не сохранилось и это странно, так как в 19 веке, как только младенец появлялся на свет, его несли крестить и записывали в метрические книги дату рождения и крещения. Поэтому удивительно, что эта запись не сохранилась.
«Горе от ума» не было напечатано при жизни автора. Уезжая, он оставил рукопись своему ближайшему другу, Фаддею Булгарину, на которой так и написал: «горе мое поручаю Булгарину. Верный друг Грибоедов». Это произведение разошлось во множестве списков, не было ни одного образованного человека, который не прочитал «Горе от ума».
Очень сложное отношение Грибоедова было и к декабристам. Мы знаем, что у него был друг-декабрист Александр Одоевский, сосланный в Сибирь, за которого ходатайствовал великий драматург, писал письмо генералу И.Ф. Паскевича с просьбой смягчить участь несчастного молодого человека, не разобравшего в жизни, совершившего серьезную ошибку. Это письмо отправлено в 1828 г., за год до его собственной гибели. Александр Одоевский пережил Грибоедова на 8 лет.
2. Грибоедов более 150 человек вывел самолично из Персии в очень тяжелых условиях, куда он отправился в качестве российского посла, сам о них позаботился.
3. Грибоедов был прекрасным пианистом, у него был инструмент, с которым он никогда не расставался и везде возил с собой. И в тех местах, где он жил, например, в Персии, в Грузии, вспоминают те вечера, когда он садился за инструмент и импровизировал. На одной из дуэлей ему прострелили палец, однако, несмотря на это, он разучивал огромные партитуры на 9 пальцев и игру на инструменте никогда не бросал. Это было его счастьем, радостью, отдушиной. Интересно, что вальсы появились у нас под влиянием западной культуры, у истока русского вальса с настоящим национальный колоритом стоит знаменитый композитора Михаила Ивановича Глинки. Но самые первые вальсы, которые распространились в России, принадлежали авторству Грибоедова, они были написаны раньше и исполнялись во многих домах русских аристократов первой половины 19 века.
4. Грибоедов знал более 20 языков, 4 из которых изучил еще в детстве, так как его мать хорошо говорила на иностранных языках и была прекрасной пианисткой.
5. Самая трепетная и печальная история связана с его женой, грузинской княжной, шестнадцатилетней Ниной Чавчавадзе, которая только 2,5 месяца была счастлива в браке, а потом осталась вдовой и больше никогда не вышла замуж. Она всегда носила черное платье, помня Грибоедова. Её прозвали «черная роза Тифлиса». Я. Полонский посвятил ей стихотворение