(6 марта 2017) Среди участников в работе секции «Школа и многонациональный мир» присутствовала заместитель председателя Совета Ассамблеи народов Татарстана, член Общественной палаты Республики Татарстан, заместитель председателя Правления Русского национально-культурного объединения Республики Татарстан Ирина Александровская.
В своем выступлении она представила доклад на тему «Образовательная организация с русским этнокультурным направлением в условиях полиэтнического пространства: функционирование, развитие, сотрудничество».
Первый международный форум EDU Russia оказался насыщенным дискуссионными площадками и богатым на спикеров из России, Сингапура, Финляндии, Великобритании, Нидерландов.
В работе форума участвовали заместитель министра образования России Павел Зенькович, председатель Государственного Совета РТ Фарид Мухаметшин, генеральный директор Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия» Роберт Уразов, вице-премьер РТ – министр образования и науки РТ Энгель Фаттахов, ректор КФУ Ильшат Гафуров, преподаватели из 35 регионов РФ и восьми стран мира. Модератором выступил главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец.
Открывая панельную дискуссию, главный редактор «Учительской Газеты» Петр Положевец отметил, что форум посвящен вопросам функционирования и развития всех уровней системы образования. На секционных заседаниях, а их прошло более 30, основной акцент делался на обсуждение различных аспектов российской системы образования и на том, как лучший международный управленческий опыт может быть применен в наших условиях для повышения эффективности образовательной деятельности.
— Формируя образовательную среду, дающую широкий спектр возможностей самореализации населения, государство способствует материальному благополучию и социально-экономической стабильности в стране. Именно поэтому вопросы доступности качественного образования включены в стратегические программы развития всех стран мира, — отметил главный редактор издания.
Образование играет важную роль в социально-экономическом развитии Татарстана. Принятая республикой Стратегия — 2030 базируется на мощном образовательном потенциале, подразумевает взаимодействие с наукой, производством и реальным сектором экономики. Об этом заявил президент Республики Татарстан Рустам Минниханов на панельной дискуссии «Человеческий потенциал – ключевой ресурс развития регионов России» первого форума «Образование России» (EDU Russia).
Он сообщил, что с 2011 по 2015 год в Татарстане была реализована Стратегия развития образования, которая позволила привлечь в систему более 13 млрд. рублей и воплотить в жизнь ряд важнейших проектов. В их числе — строительство и капремонт образовательных организаций, информатизация образования, внедрение новых технологий, грантовая поддержка и развитие кадрового потенциала отрасли.
Продолжается работа по развитию детских технопарков и ресурсных центров по подготовке высококвалифицированных специалистов для приоритетных сфер экономики. Сегодня в республике действует 20 ресурсных центров, к 2020 году их будет не менее 30.
— Именно ресурсные центры являются площадками для развития движения WorldSkills и местом подготовки наших представителей, как в национальную сборную России, так и для реального сектора экономики, – отметил Рустам Минниханов. — В 2019 году мировой чемпионат WorldSkills пройдет в Казани. Это важнейшее международное событие в сфере профессионального образования, к проведению которого мы активно готовимся. Отмечу, что на европейском чемпионате EuroSkills прошлого года представители Татарстана в составе сборной России завоевали медали, что говорит о высокой эффективности подготовки.
Привлечение и удержание талантов – это важнейшая задача любого региона и страны, считает Рустам Минниханов. В свою очередь, Татарстан является одним из лидеров по числу победителей и призеров всероссийских олимпиад школьников в России (3 место).
«Для нас важно, чтобы одаренная молодежь могла реализовать себя на родине, внося свой вклад в развитие республики. С этой целью реализуется программа «Стратегическое управление талантами до 2020 года». Ее главная задача заключается в формировании инфраструктуры поддержки талантливых детей и молодежи, развитии институтов наставнической деятельности, а также создании механизмов привлечения и закрепления талантов на предприятиях», — подчеркнул президент РТ.
Большое значение, по словам Рустама Минниханова, имеет четкое функционирование цепочки «детсад — школа — вуз». Если на каком-то участке будет сбой, то страдает эффективность всей системы.
Рустам Минниханов также отметил, что в целях развития сферы образования сегодня следует активно использовать технологические новинки и изучать передовой опыт зарубежных стран.
— Мир, в котором мы живем, меняется с космической скоростью. Мы должны делать упор на то, чтобы в регионах вырабатывались компетенции, позволяющие потом приспосабливаться к новым условиям, самим какие-то знания добывать. Чтобы это было сочетание школьного и внешкольного образования, – отметил заместитель министра образования РФ Павел Зенькович.
По словам замминистра, не менее важная задача – подготовка кадров. «С учетом новых требований и реалий, которые ставит перед нами жизнь, учителя должны постоянно совершенствоваться. Учителю нужно повышать квалификацию, а мы будем делать все возможное, чтобы помочь и в материальном плане, и в плане комфорта, несмотря на все трудности», – подчеркнул он.
— Главное не отстать от меняющегося времени, которое влияет на систему образования. Время постоянно диктует нам новые задачи, появляются новые профессии, технологии. И нужно, чтобы наши школы к этому приспосабливалось, дети получали новые компетенции, с которыми они могли бы войти в современный мир и быть конкурентными. И такие площадки, как этот форум, помогут сообща найти решения в этих вопросах, – заключил Павел Зенькович.