(2 сентября 2015) На уроках русского языка должна изучаться не только письменная, но и устная речь, программы по литературе перегружены и нуждаются в пересмотре содержания.
Изменить ситуацию призвана концепция филологического образования, которая сейчас разрабатывается при активном участии Российской академии образования.
Русский язык
«Программы по русскому языку в школе традиционно фокусируют внимание учащихся на вопросах устройства русской языковой системы в ущерб речевому развитию. Изучение языка и обучение владению речью должно быть сбалансировано в процессе обучения и требует разных методических подходов», — сказал ТАСС заместитель президента Российской академии образования Виктор Басюк.
По его словам, разработчики концепции пришли к выводу, что программы по русскому языку должны состоять из трех основных блоков: изучение русского языка как системы, включая фонетику, лексику, грамматику и т.д., овладение навыками речевой деятельности, формирование грамотности устной и письменной речи. «В настоящее время школа предъявляет русский язык почти исключительно в письменной форме», — подчеркнул Басюк.
Литература
Зампрезидента РАО также отметил, что сейчас программы по литературе в школе серьезно перегружены. «Литература относится к разряду дисциплин, в которых содержание ежегодно «прирастает», количество же часов если не сокращается, то остается неизменным», — сказал Басюк. В качестве примера он привел девяностые годы, когда в школу хлынул поток произведений писателей-эмигрантов, репрессированных, запрещенных в советское время писателей ХХ века.
«Программы по литературе требуют пересмотра оснований для отбора содержания и серьезной разгрузки. Количество произведений должно быть приведено в соответствие с реально существующими в школе часами на их изучение и чтение», — считает Басюк.
Другой серьезной проблемой, по его мнению, является возрастное несоответствие изучаемых произведений. «Чем дальше, тем больше становится разрыв между психологическим возрастом школьника и уровнем текста, который ему предлагается. При отборе содержания программ должен учитываться изменившийся психологический статус современных детей и подростков, существенно отличающийся от психологического статуса их сверстников ХХ века, откуда родом родители и педагоги», — указал зампрезидента РАО.
Разработчиками концепции предлагается при отборе произведений для программы особое внимание обращать на современную детскую и подростковую литературу, которая в условиях традиционной программы почти совсем не представлена в школе. «Именно эта литература актуальна для детей и подростков, «цепляет» их, она может стать мостиком к классике, именно на ней удобнее формировать потребность в чтении у нечитающих подростков», — отметил Басюк.
«В целом концепция подчеркнет, что литература в школе берет на себя важнейшую функцию формирования эстетического чувства в человеке, а русский язык является стержнем, формирующим культурное и образовательное пространство страны», — заключил зампрезидента РАО.