(13 февраля 2015) Не смотря на то, что сегодня пятница тринадцатое – культурная Россия отмечает целых два дня рождения!
В этот день почти четверть века назад родился русский публицист, поэт,баснописец, и издатель сатирико-просветительских журналов Иван Андреевич Крылов.
Прекрасный знаток и художник простого языка, всегда любивший облекать свою мысль в пластическую форму аполога, к тому же сильно склонный к насмешке и пессимизму, Крылов, был как бы создан для жанра басни, но тем не менее к басням Иван Андреевич пришел не сразу. Дебютировал в литературе Крылов только в тридцать семь, напечатав всего три басни.
Затем спустя два года, поступивший на службу в монетный департамент, Крылов печатает в «Драматическом Вестнике» 17 басен. Еще через год он выпускает первое отдельное издание своих басен, в количестве 23, и этой книжечкой завоёвывает себе видное и почётное место в русской литературе, а благодаря последующим изданиям басен он становится писателем в такой степени национальным, каким до тех пор не был никто другой.
Спустя пять лет со дня первой своей публикации 16 декабря 1811 года Крылов избирается членом Российской Академии от которой через двенадцать лет получит золотую медаль за литературные заслуги, а в 1841-ом будет утвержден Ординарным Академиком.
несколько фактов:
В юности Андрей Крылов увлекался уличными боями, стенка на стенку. А так как он был физически очень крепким, то выходил зачастую победителем над взрослыми мужиками.
В воспоминаниях современников Крылов слывет кроме всего почетного прочего азартным игроком. Известно так же, что за игру в карты ему одно время было запрещено появляться в обеих столицах.
А в это же время, в далекой от столичной суеты Казани, в крестьянской семье родился обычный мальчик, получивший имя Федор, и как полагается, отчество Иванович, а так же фамилию отца Шаляпин. Выдающийся русский оперный и камерный певец, оказавший большое влияние на мировое оперное искусство Фёдор Ива́нович Шаля́пин родился 13 февраля 1873 года.
Согласно распространённой точке зрения, свою популярность Шаляпин снискал не столько как певец, сколько как выдающийся артист, мастер перевоплощения и художественного слова. Высокий, статный, с выразительными чертами лица, с пронзительным взглядом, Шаляпин производил неизгладимое впечатление в своих лучших трагических ролях (Мельник, Борис Годунов, Мефистофель, Дон Кихот). Шаляпин потрясал зрителей неистовым темпераментом, он выпевал каждую ноту, находил очень точные и искренние интонации для каждого слова песни, был абсолютно органичен и достоверен на сцене.
Талант Шаляпина не ограничивался музыкальной и актёрской деятельностью. Шаляпин хорошо писал маслом, рисовал и лепил, проявлял большие литературные способности, демонстрируя в своих письменных произведениях большой и сметливый природный ум, незаурядное чувство юмора, цепкую наблюдательность.
В разное время Шаляпину довелось побывать солистом Большого и Мариинского театров, а также театра Метрополитен Опера, стать первым народный артист Республики, и художественным руководителем Мариинского театра.
Артистический дебют Шаляпина состоялся в 17 лет, когда он исполнил партию Зарецкого в опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин» в постановке Казанского общества любителей сценического искусства. Затем проработав, какое то время хористом, он случайно получает роль, заменяя заболевшего артиста. Сольная партия Стольника в опере Монюшко «Галька», принесла Шаляпину небольшой успех, и теперь ему изредка стали поручать небольшие оперные партии.
Громкую известность Шаляпин получил в Москве, проработав в оперном театре, содержавшемся известным тогда меценатом Мамонтовым четыре сезона.
Здесь он развился в художественном смысле и развернул свой сценический талант, выступив в ряде сольных партий. Благодаря тонкому пониманию русской музыки вообще и новейшей в частности, он индивидуально и глубоко правдиво создал ряд значительных образов в таких произведениях русских композиторов, как «Псковитянка» (Иван Грозный), «Садко» (Варяжский гость) и «Моцарте и Сальери» (Сальери) Н. А. Римского-Корсакова; «Русалка» (Мельник) А. С. Даргомыжского; «Жизнь за царя» (Иван Сусанин) М. И. Глинки; «Борис Годунов» (Борис Годунов) и «Хованщина» (Досифей) М. П. Мусоргского. В то же время он работал и над ролями в иностранных операх; так, роль Мефистофеля в опере Ш. Гуно «Фауст» получила в его передаче яркое, сильное и своеобразное освещение.
Современники отмечают превосходную дикцию певца, полётный голос, слышный даже в самых удалённых от сцены местах.
материал подготовил
Дмитрий Булычев
инфоцентр ДДНТ