(16 февраля 2015) «Починки» — национальный праздник или воплощение народной мудрости? Судите сами.
Починки не похожи на остальные праздники в привычном понимании этого слова, ибо суть его не в празднестве, а в труде. Характер праздника буквально передаёт его название — «починки». Готовь сани летом, а телегу зимой — гласит народная мудрость.
В старину, с первыми лучами солнца, вставали на Починки крестьяне и принимались за работу. Роли всех членов семьи во время этого праздника были расписаны заранее и каждый принимался за вверенное ему дело. Ремонт сбруй и прочей конской упряжи доставался старикам, чей опыт не оспаривался (была присказка: в Починки дед встает чуть свет — чинит сбрую летнюю да соху столетнюю). Следующее поколение — их сыновья — чинили бороны, телеги и прочий подобный прицепной инвентарь. И внуки не оставались без работы, им доверяли починку мебели: (лавок, столов, табуретов и т. д.) и прочей домашней утвари.
Женщины тоже не сидели без дела. У женщин, также как и у мужчин, существовало иерархическое разделение труда по возрастному признаку. Бабушки доставали из сундуков платья и бережно приводили их в порядок, проветривали, чистили, следили, чтобы на них не завелась моль. Женщины помоложе и юные девушки штопали бельё, ставили красивые заплатки, давая ему тем самым новую жизнь.Девочки подросткового возраста в этот день, как правило, начисто отмывали посуду от накипи и сажи. Больше всего старания прилагали девушки, мечтающие создать семью, ибо считалось, что счастье, если увидит, что в доме на Починки не достаточно усердно трудятся, может пройти мимо.
По традиции, уже ближе к обеду, когда начинали появляться первые результаты работы, всё, что уже было приведено в порядок, торжественно вывешивалось во дворе или в доме. Таким образом, семья и демонстрировала своё трудолюбие, и всякий мог видеть, что в этом доме живут работящие женихи или невесты.
На обед в Починки обычно готовили кашу, заправленную поджаренным салом — саламату.
После трапезы праздничные хлопоты по обустройству дома не заканчивались. Мужчины приводили в порядок помещения, где содержались домашние животные: хлева, конюшни, сараи, курятники, голубятни и т. д. Женщины спешно доделывали то, что не успели сделать в предобеденное время, после чего одежду и бельё аккуратно раскладывали обратно по сундукам и комодам. После этого молоденькие девушки и их матери отправлялись на праздничные посиделки, а бабушки с внучками либо заменяли соломенную набивку в матрацах и подушках, либо перебирали пух, если набивка была перьевая.
Посиделки, на которые отправлялись матери с дочерьми, были не совсем обычными. Для девушек это было настоящее испытание, ведь там проводились всевозможные конкурсы, в которых девушки соревновались в мастерстве домохозяек: лицевом шитье, кулинарии, и т. д., после чего начинались танцы, которые тоже имели немаловажное значение, ведь на посиделках присутствовали матери с дочерьми, но у них также были и сыновья (которые в данный момент занимались ремонтом). Однако, мнение потенциальных свекровей в старину порою имело решающее значение, когда принималось решение о том, в какой дом сыну следует засылать сватов.
Кульминацией этих своеобразных посиделок было чаепитие с пирогами. Однако и тут девушкам было о чём переживать. Всё дело в том, что начинкой этих пирогов был картофель, но один (реже два) пирога выпекали с грибами. Считалось, что тому, кому достанется грибной пирожок, весь год будет сопутствовать успех. Холостяки же уделяли таким девушкам больше внимания, ведь эта девушка была как бы помечена удачей и счастьем.
материал подготовил
Дмитрий Булычев
инфоцентр ДДНТ