(19 февраля 2015) В Доме Дружбы народов Татарстана зрители увидели «Масленичный балаган». И сами смогли в нём поучаствовать.
Еще со времен Екатерины II в далеком XVIII веке, переняв эстафету у полюбивших народу скоморохов, появились в России балаганы. Гулянья и ярмарки повсюду приняли и полюбили это новшество сочетающее в себе все формы народного искусства.
для справки:
«Балаган» (на перс. — верхняя комната, балкон) представлял собой временное деревянное здание, которое строилось обычно из досок «лапша». Дыры зашивались разломанными чайными ящиками. Крыша (смотря по состоянию балаганщика) бывала из полотна, или из сшитой рядины — грубого холста, или из старых мешков.Перед входом в балаган строился помост-раус
Внутри строилась сцена, вешался кумачовый занавес на кольцах, а перед сценой врывались в землю два столба с железными кронштейнами. В эти кронштейны с гнездами вставлялись лампы-молнии.
Роль ламп-молний в балагане была огромна: они освещали и согревали артистов, и кроме того на них можно было разогревать пищу.
В зрительном зале устанавливались простые, грубо сколоченные скамейки. Передние скамейки всегда были ниже, задние же иногда так высоки, что сидящий не доставал ногами пола.
По несколько раз в день проходили в балаганах незатейливые спектакли длительностью примерно по полчаса. Это были сказочные или комедийные представления, которые включали в себя шуточные песни, драматические сценки, социальную сатиру, и общение со зрителями.
Непременным атрибутом ярмарочных театров и его первым планом зазывалы и кукольники.
Зазывалы приглашали народ на спектакли со своего балкона. Свою часть представления они вели не спускаясь на сцену. Расхваливали представление, отпускали шутки, легкие колкости, разыгрывали диалоги и простые сценки. Известно, что балаганы любили смотреть не только крестьяне и простые горожане, но также и помещики, дворяне и даже члены императорской семьи.
Балаган прошедший в Доме Дружбы, в рамках масленичной недели, конечно имел некоторые отличия в конструкции самого балагана и расположении ламп освещения, однако по сути был самым настоящим народным балаганом.
Искренность и музыкальность артистов этого замечательного спектакля уводила нас в далекий XVIII век, и мы переставали замечать современные атрибуты действа. История о дурне, не понимающем когда, кому и что можно говорить веселила собравшихся детей и взрослых как в старые времена.
материал подготовил
Дмитрий Булычев инфоцентр ДДНТ