(9 ноября 2018) В Союзе писателей РТ состоялся V-й Республиканский конкурс чтецов им. Г.Р. Державина, который ежегодно проводится Министерством культуры РТ совместно с Союзом писателей РТ в рамках Всероссийского Державинского фестиваля поэзии.
Конкурс направлен на популяризацию литературного наследия Г.Р. Державина и продвижение среди учащейся молодежи идей престижа чтения и значимости общечеловеческих ценностей.
В конкурсе приняли участие учащиеся школ, средних специальных учебных заведений и студенты вузов Республики Татарстан. В этом году Алексеевский, Арский, Дрожжановский, Лаишевский и Сабинский районы Республики Татарстан, города Казань, Арск, Альметьевск представили самые большие команды участников. В лучшем прочтении стихотворений Г.Р. Державина и А.С.Пушкина состязались также студенты Казанского государственного института культуры, Казанского (Приволжского) федерального университета, Казанского музыкального училища, Казанского театрального училища, Альметьевского политехнического техникума и Казанского суворовского училища.
Конкурс проводится в 2 этапа: на заочном этапе участники присылают видеоролики с чтением стихов Г.Р. Державина или А.С. Пушкина. Затем в клубе Тукая Союза писателей РТ состоялся очный тур, в котором приняли участие 30 победителей заочного тура. В Конкурсе участвовали ученики 5 – 8, 9 – 11 классов, учащиеся среднеспециальных профессиональных учебных заведений и студенты высших учебных заведений. Интересно, что в 2018 году очный тур конкурса начался внеконкурсным выступлением самых юных участников – учеников 1 – 4 классов Центра инновационных инициатив г. Казани: Амиряновой Лейлы, Гариповой Анисы, Гимадиевой Эмилии, Звездина Никиты, Озерина Влада, Корякина Ильи. Самый маленький участник конкурса – шестилетний Заглядин Костя прочитал оду «Бог» Г.Р. Державина. Подготовила выступление учительница Центра Кочеткова Светлана Алексеевна.
От имени Союза писателей Республики Татарстан участников конкурса приветствовал поэт, заместитель председателя Союза писателей РТ Рамис Аймет, рассказав об истории возникновения конкурса чтецов. Затем выступили члены жюри: заслуженный артист РТ, ведущий актер Казанского ТЮЗа Дмитрий Леонидович Язов, преподаватель сценической речи Казанского театрального училища, заслуженный работник культуры РТ Фарида Мансуровна Пичугина, руководитель литературно-драматической частью Казанского ТЮЗа Елена Владимировна Акимова, общественный эксперт по делам молодежи Валерий Павлович Шишкин и профессор Казанского (Приволжского) федерального университета, доктор педагогических наук Альфия Фоатовна Галимуллина, – пожелав участникам успехов в творческом состязании и познакомив в с условиями и критериями очного тура конкурса чтецов.
Список победителей можно посмотреть на сайте Министерства культуры.
На конкурсе сложилась еще одна замечательная традиция: во время работы жюри перед конкурсантами выступают известные поэты и писатели, читают стихи, рассказывают о себе, отвечают на многочисленные вопросы. В этом году известная поэтесса, член Союза писателей РТ, лауреат литературной премии им. Н. Заболоцкого Ольга Журавлева не ограничилась чтением стихов, а провела поэтический мастер-класс, предложив собравшимся сочинить поэтическую миниатюру на заданную тему. Участники конкурса показали, что они не только хорошо читают стихи великих поэтов Г.Р. Державина и А.С. Пушкина, но и сами занимаются поэтическим творчеством.
Конкурс завершился торжественной церемонией награждения победителей дипломами Министерства культуры РТ и Союза писателей РТ. На закрытии конкурса чтецов выступила директор Лаишевского краеведческого музея им. Г.Р. Державина Фарида Гафиулловна Муртазина, которая привезла привет с родины великого русского писателя и подарила победителям сувениры, связанные с изучением личности и творчества Гавриила Державина.
Конкурс 2018 года показал, что он востребован среди учащейся молодежи, за пять лет приобрел хорошие просветительские традиции, способствует популяризации творчества великих русских поэтов Г.Р. Державина и А.С. Пушкина, а также формирует устойчивый интерес к чтению художественной литературы.