(11 декабря 2017) В пустовавшем помещении, изначально служившем магистратом, а в советское время приспособленном под Управление хлебопекарной промышленности, в 2020 году музейщики по многолетней дружбе с Русским музеем намерены открыть его полноценное представительство.
Не дожидаясь открытия, ИА «Татар-информ» выяснило, что увидят казанцы и гости столицы РТ из коллекций крупнейшего в мире собрания российского искусства в Санкт-Петербурге.
Культурно-выставочный центр (КВЦ) Русского музея первым в России, несмотря на 13 городов-претендентов, был открыт в Казани в 2016 году. Дружбу с питерскими музейщиками Музей изо РТ водит и того давнее – с 2008 года. Как пояснила сотрудник Русского музея Марина Красовитова, Русский музей изначально рассчитывал на отдельное здание. Однако тактичные и дальновидные питерцы понимали, что это не может быть ежеминутным делом в силу разных обстоятельств.
«Я думаю правильно, когда КВЦ располагается в отдельном едином пространстве. И понятно, что пространства нужно много. Мы поддерживали инициативу Музея изо Республики Татарстан по предоставлению нам здания магистрата. Но были и другие варианты – здание на территории усадьбы Сандецкого. Мы к этому шли, а когда не получилось, никто не отчаялся, и мы не приостановили нашу деятельность на территории главного здания Музея изобразительных искусств и ждали нового решения», – рассказала заведующая Консультационно-методическим центром Русского музея Марина Красовитова.
Как сообщила директор татарстанского музея Розалия Нургалеева, открыть представительство Русского музея в отдельном здании на Баумана, 3 планируется в 2020 году. До этого времени предстоит сначала провести проверить его конструкции, провести историко-архивные изыскания и наконец разработать проект реставрации и приспособления.
«Это очень большая и кропотливая работа. Русский музей в этом тоже будет принимать участие. Мы должны совместно создать некое идеальное пространство для работы с посетителями. К концу ноября 2018 года мы должны иметь смету, а 2019 год полностью будет посвящен уже реализации проекта. В 2020 году открываем здание и начинаем работать», – поделилась планами Розалия Нургалеева.
При этом, подчеркнула собеседница, решается сразу несколько масштабных задач для Казани, ее жителей и гостей. Во-первых, сохраняя статус объекта культурного наследия федерального значения, наконец будет возрождено к жизни само здание. Во-вторых, с открытием представительства Русского музея «заработает угасающая на этом участке пешеходная улица Баумана».
«Кроме того, откроется резервная станция метро, которая сейчас не работает, так как пока в ней нет необходимости, а это ведь затраты. Персонал, содержание второго выхода – пока это неоправданно. И самое главное – в этом здании будут проходить выставки из собрания Русского музея. Первый и второй этаж будет отведен для работы с детьми и под инклюзивную зону. У нас уже появился опыт работы со слабовидящими, для таких посетителей в здании обязательно будет предусмотрен доступ и на второй этаж. Мы такое задание уже дали. Будем работать и с детьми, которые попали в трудную жизненную ситуацию», – сказала Розалия Нургалеева.
При этом, как особо подчеркнула директор Музея изо РТ, открытие представительства Русского музея совсем не означает, что в нем будет представлено только русское искусство.
«Русский музей обладает огромной коллекцией, связанной с народами России: эвенками, грузинами, даже поляками и т.д. Мы говорим в целом о российском искусстве и даже искусстве тех народов, которые ушли из единой страны – узбеки, казахи… Екатерина и все, кто зачинал эти коллекции, которые вошли потом в Русский музей, упорно собирали все, что делалось в России. Поэтому Русский музей не надо ассоциировать только с культурой русского народа», – акцентировала собеседница агентства.
Площадь переданного здания – 1377 кв. м. Кроме выставочных залов, сообщила «Татар-информ» Красовитова, здесь разместят Виртуальный филиал, Ресурсный центр творческого развития детей и подростков с различными социальными и физическими возможностями, образовательные классы, мультимедийный кинотеатр, лекционный зал, сувенирные магазины. Постоянных экспозиций из собрания Русского музея не планируется, выставки будут временными. По количеству экспонатов возможна будет организация выставок как 50 – 70, 20 – 30 произведений, так и одной картины.
Площадей не так много, но есть своя инфраструктура, двор. Это очень важно: когда приезжает фура, она должна заехать, должна иметь зону разгрузки, зону безопасности и т.д. А на третьем этаже, который был воссоздан, есть купольное пространство, мы там задумали планетарий искусств. Это абсолютно замечательное мультимедийное пространство, которое очень вдохновило Президента Республики Татарстан, когда мы ему показали презентацию, как это могло бы быть. И ему в целом очень понравилась адаптация, приспособление этого здания под такую технологию», – рассказала Нургалеева.
Купольный свод восстановленного третьего этажа достигает 10-метровой высоты. Таким образом, появляется возможность, как в планетарии, демонстрировать на нем полнокупольные фильмы, но в случае музея не о космосе, а об искусстве – росписи, коллажах, конкретных авторах и выставках и т.д.
«В Русском музее уже есть потрясающий мультимедийный проект. У них замечательный свой мультимедийный центр, где постоянно создаются тематические проекты. Фактически по всем проектам у них есть какая-то своя программа, связанная с мультимедия. Но такого подкупольного пространства нигде нет – ни в КВЦ Русского музея в других городах, ни в самом Русском музее. У них стеновые панели на плоском потолке, куда проецируются фильмы, и поэтому, конечно, они очень вдохновились, увидев такое пространство в Казани. Владимир Александрович Гусев (директор Русского музея – прим. Ред.) оказывает очень большую поддержку, написал Президенту письмо о том, что всецело можно положиться на него и коллектив Русского музея», – заинтриговала уникальной перспективой директор Музея изо РТ.
«В Мурманске, где у нас открыт КВЦ в сентябре нынешнего года, так же как и в КВЦ в Ярославле, который мы тоже открыли в этом году в августе, мы проводим по одной выставке в год пока. Казань у нас лидирует, здесь получается 1,5 – 2 выставки в год: одна выставка в одном году, вторая в следующем, а переходящая выставка захватывает, получается, два года. Выставки работают до трех месяцев. И нам очень приятно, что Казань, как первым КВЦ была, так и останется в анналах истории навсегда первой. С предоставлением нового здания, мы не настаиваем на каком-то конкретном сроке. Мы очень рады, что директор ГМИИ РТ очень инициативный, активный руководитель, она очень ответственный человек и серьезно подходит к решению этого вопроса. Эти планы она нам и озвучила. Мы будем стремиться совместно их реализовать и всячески помочь составить техническое задание, будем выезжать консультировать, одновременно продолжая выставочную деятельность. Это не жестко установленные сроки, но это в интересах всех», – разъяснила представитель Русского музея Марина Красовитова.
Она также подчеркнула, что КВЦ – это не только центр для общения любителей изобразительного искусства, творческого общения детей, подростков, людей с ограниченными возможностями, но еще и профессиональная площадка. Имея государственную лицензию на образовательную деятельность, Русский музей стремится сделать КВЦ в Казани центром профессионального общения музейщиков всего региона.
В настоящее время в Музее изо РТ экспонируются 62 произведения из Русского музея. Их страховая стоимость их около миллиарда рублей. Однако, как заметила директор татарстанского музея Розалия Нургалеева, реставрация переданного здания магистрата на Баумана, 3 требует принятия мер независимо от того, был бы там КВЦ или нет. В то же время, глубоко убеждена собеседница, необходимо работать не только на туристический поток, но и обязательно заинтересовывать своего зрителя. Обе задачи достойно дополнили друг друга.
«Необходимо, чтобы наши люди со всего региона, с самых дальних уголков приезжали и смотрели – пользовались этим ресурсом. Мы должны своих людей образовывать, а не только туристов! Туристов само собой: они едут и едут. А хотелось бы, конечно, чтобы и жители Республики Татарстан к нам приезжали», – резюмировала Нургалеева.