(26 июня 2017) Заместитель руководителя Русского национально-культурного объединения РТ Ирина Александровская рассказала о русском языке в современном мире в интервью газете «Республика Татарстан».
В начале июня отмечается Пушкинский день России – День русского языка. Именно в этот день родился Александр Сергеевич Пушкин, внесший неоценимый вклад в развитие русского языка – именно в том виде, которым мы пользуемся и поныне.
Но у «великого и могучего», как безо всякой иронии мы обращаемся к государственному языку Российской Федерации, немало проблем. Одна из них – оскудевание, неполное использование возможностей русской речи и, как следствие, утрата определенных пластов и традиций русской культуры. О том, откуда возникли эти тенденции, как их перебороть, а также об опыте общественных организаций Татарстана в этой непростой сфере, свое мнение высказала один из экспертов – заместитель председателя Совета Ассамблеи народов Татарстана, заместитель руководителя Русского национально-культурного объединения РТ, директор казанской гимназии №93 Ирина Александровская.
– Сохранение, развитие традиций, обычаев, культуры и языка русского народа, а также привлечение к этой деятельности как можно больше заинтересованных людей – главная задача нашего НКО, – говорит Ирина Алексеевна. – А вообще, это актуальная проблема – состояние русского языка и русской культуры в полиэтническом пространстве, каковым является наша страна и многонациональный Татарстан в том числе. Разговоры о том, как сохранить чистоту языка, стали необходимостью, они ведутся давно, и, что очень важно, в обсуждении этой темы принимают участие представители разных национальностей. Не только русского и татарского народов, но и народов Поволжья, национальных республик. Это говорит об исторической объединяющей миссии русского языка, которая в настоящее время не теряет своей актуальности. А научное, педагогическое и культурное сообщества озабочены прежде всего тем, что русский язык в повседневном общении становится примитивным, бедным. Как видится ученым, главная причина здесь – увлечение не только молодежью, но и людьми среднего и старшего возраста речью, бытующей в Интернете. Другой, не менее значимый фактор – современные школьники и их родители, скажем так, не слишком стремятся впитывать русскую культуру, использовать ее языковые возможности. И дети, и взрослые мало читают печатные книги, в основном – с экрана компьютера, а в Интернете встречается огромное количество малограмотных текстов, часто далеких от их литературных оригиналов. Изменить ситуацию в школьном сообществе может личность учителя, и такие подвижки у нас есть.
К счастью, приходят яркие учителя, яркие воспитанники университета, причем они выступают еще и как перспективные ученые. Сложилось профессиональное сообщество преподавателей русского языка и литературы, обеспечивающих высокий уровень знаний и результатов ЕГЭ в Татарстане. Как заставить больше читать подрастающее поколение? Мне не нравится слово «заставить». Наоборот, нужно увлечь ребенка той книгой, которая тебе самому была интересна в детстве, произвела сильное впечатление. А иначе его не убедить. Нужен тонкий комплекс мероприятий, чтобы приохотить детей к чтению. – Ирина Алексеевна, основной задачей русского национально-культурного объединения вы обозначили сохранение и развитие русского языка и культуры. Можно ли сказать, что это приоритет и общества, и государства в целом? – Сама жизнь подводит к такому выводу. К сожалению, владение настоящим литературным русским языком становится все большей редкостью. Иногда иностранный гражданин говорит по-русски лучше, чем житель России. Бытует мнение, что если это государственный язык страны, то специально заниматься его сохранением нет необходимости. Это ошибочное мнение. И наша задача – филологов, лингвистов, работников культуры, образования, общественных деятелей – возвращать человека к богатству языка, лексикон которого содержит тысячи слов, а не сводится к 50–100 заезженным выражениям. В решении такой сложнейшей проблемы, как обеднение речи, достаточно ресурсов для того, чтобы ей противостоять. Главное – действительно понимать свои задачи. Мы, например, много внимания уделяем работе с подрастающим поколением, молодежью. Одним из знаковых мероприятий года уже стали Кирилло-Мефодиевские юношеские научные чтения, которые приурочены к Дню славянской письменности и культуры. Широкую известность и популярность в Казани обрел конкурс «Добрый молодец и Красна девица», на котором школьники соревнуются в своем знании русской литературы, театра, фольклора, демонстрируют красноречие, выражают гражданскую позицию, рассуждая о проблемах общества, будущем развитии России. При поддержке Русского национально-культурного объединения Татарстана проходят и другие научно-образовательные мероприятия. Так, зеленодольский лицей им. А.С.Пушкина проводит знаменитые республиканские Онегинские чтения, казанская гимназия №75 – Рождественские чтения, гимназия №37 организует конференцию имени К.Д.Ушинского. Стала популярной профильная детско-юношеская смена «Глагол» для знатоков и любителей русского языка. В нашей гимназии преподаются такие спецкурсы, как «Введение в этнографию», «Введение в русскую философию», «Казаневедение», «Многонациональная Россия и многонациональный Татарстан». Эти предметы значительно обогащают школьную программу.
Говоря об акциях, посвященных русскому языку, напомню также о «Тотальном диктанте», ставшем международным проектом. Одним из его организаторов является Русское национально-культурное объединение Татарстана. Наша организация сотрудничает с государством в разработке культурно-языковой политики, выступает общественным помощником и экспертом. И это, безусловно, тоже наполняет деятельность нашего объединения важным смыслом.