(16 декабря 2015) Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения Георгия Свиридова. Выдающийся музыкант, ученик Дмитрия Шостаковича, он развил и продолжил традиции русской вокальной и хоровой музыки.
Наследие композитора разнообразно по жанрам – симфонии, концерты, оратории, кантаты, вокальные циклы и романсы на стихи русских и европейских поэтов и даже музыка для кино. Одна из самых известных тем композитора — к фильму «Время, вперёд!» — стала музыкальным символом ХХ века.
Создание «Патетической оратории» считается одним из самых ярких событий в истории музыки. Написана она на стихи Маяковского – поэта трудного для перевода на музыкальный язык. А Георгий Свиридов смог. Тогда, в 1959 году, в успех оратории мало кто верил. До премьеры в газете «Правда» даже подготовили статью «Творческая неудача». В печать она так и не вышла. Оратория Свиридова получила Ленинскую премию.
Георгий Свиридов открыл для музыки многих поэтов: распел строки Пушкина, Есенина, Блока, Сологуба и даже прозу Гоголя. Сам композитор называл эти сочинения музыкальными иллюстрациями. Его же самого называли самым вокальным композитором за то, что чувствовал музыку слова.
«Его музыкальная интонация только подчёркивала интонацию слова, она не был придуманной, он была как бы вскрыта из музыки этого слова», — говорит дирижёр, хормейстер, народный артист СССР Владимир Минин.
Он сочинял романсы, кантаты, сюиты, сонаты и все на одну единственную тему – Россия, ее история, люди и судьбы. Как когда-то Глинка кучерский напев возвысил до оперы, так Свиридов вывел на академическую сцену деревенский фольклор в знаменитом цикле «Курские песни». Об этом сочинении Шостакович сказал:
«Нот так мало, а музыки очень много».
Свиридов выразителен по сути, а не по форме, считает и Владимир Федосеев. Он вспоминает нелегкие совместные репетиции: композитор буквально выжимал необходимое ему звучание.
«Были уроки со страшным нервом, раздражением, потому что Свиридов настаивал на своем. Иногда он доводил исполнителя до обморока, но все ему прощалось», — отмечает Владимир Федосеев, дирижёр, художественный руководитель и главный дирижер Большого симфонического оркестра имени Чайковского, народный артист СССР.
Идеи будущих сочинений к Свиридову приходили внезапно. Например, во время прогулки в лесу.
«Я сам видел, как он вдруг быстро побежал домой, открыл рояль и просто спел песню про бороду», — рассказывает оперный певец, народный артист СССР Александр Ведерников.
Требовательный, даже дотошный к мелочам Свиридов над каждым произведением работал годами. Исключение составила оркестровая сюита к фильму «Время, вперед!». Тяготясь необходимостью срочно сдать режиссеру партитуру и боясь пропустить вечерний клев – Свиридов страстно любил рыбалку, – он завел будильник и всего за час сочинил одну из самых известных мелодий в России.
«Ответственность за сочинение нужно разделить еще и со слушателем», — считал Свиридов. «Судьба культуры не только в руках людей, производящих художественные ценности, но и в руках тех людей, кому эти ценности предназначены», — говорил он.